Компания Tianma Bearing (TMB) заинтересовалась инвестициями в ИТ-проекты

Компания Tianma Bearing (TMB) заинтересовалась инвестициями в ИТ-проекты

На минувшей неделе стало известно, что китайский ИТ-стартап Pimax, который в этом году планирует выпустить очки виртуальной реальности с высоким разрешением, большим числом аксессуаров и привлекательной ценой, привлек институциональных инвесторов. Очки виртуальной реальности с разрешением 5K и 8K могут в следующем году создать серьезную конкуренцию изделиям Oculus Rift и HTC Vive. В рамках кампании по сбору средств через краудфандинговую платформу Kickstarter 15 млн. долларов в проект Pimax вложили китайские компании O-film (производство электроники) и Tianma Bearing Group Co., Ltd. (производство подшипников). Намерения инвесторов, на первый взгляд, вполне понятны: “раскрутить” проект, привлечь дополнительное финансирование, а потом продать задорого какому-нибудь ИТ-гиганту, например Alibaba. Однако все может оказаться интереснее. В частности из-за присутствия в качестве инвестора производителя подшипников.

Такой необычный ход подшипниковой компании вызывает некоторое удивление, но вполне закономерен. Производство и продажа подшипников, как основной бизнес, у одного из крупнейших китайских подшипниковых компаний Tianma Bearing (TMB) несколько лет подряд демонстрирует стагнацию. Чистая прибыль практически не растет, а высококонкурентный подшипниковый рынок вместо экстенсивного развития требует интенсивного, а значит и значительные инвестиции, окупаемость которых вызывает сомнения. Выход на новые перспективные растущие рынки является одним из немногих вариантов, которые позволяют пробить потолок развития достигнутый на старых предприятиях. Ранее ТМВ уже создала аграрный бизнес в Австралии, экспортируя оттуда красное мясо и вино в Китай, но эта инвест-идея так и не стала драйвером роста прибыли.

В 2016 г. TMB начала трансформацию своего бизнеса с целью увеличения прибыльности и пригласила в управление Сюй Маодуна, основателя компании Welink Information Technology Co., Ltd (сервисные услуги в области дистанционной рекламы) и основного бенефициара JMU Limited (популярная интернет-платформа для средних и малых предприятий общественного питания Китая). Новый бенефициар предложил сделать ставку на превращение компании в крупного коммерческого провайдера интеллектуальных услуг, включающие облачные корпоративные сервисы, приложения big data и интеллектуальные бизнес-сервисы. Была поставлена цель нарастить поэтапно чистую прибыль к 2020 г. почти в 8 раз - до 800 млн. юаней (120 млн. Долларов).

В июле 2017 года TMB заявила о намерении приобрести 60,4223% акций Shanghai Micro One Technology Co., Ltd. (известна на рынке как Weimob) и 56,3401% акций Byit (Beijing) Technology Co.,Ltd (известна на рынке как Byit Group). А 11 декабря объявила об участии в создании инвестиционного ИТ-фонда.

Вполне возможно, что деньги из этого фонда пойдут и на приобретение долей в венчурных ИТ-проектах подобных Pimax, благо опыт есть у Сюй Маодуна. Но будет ли фонд выстраивать свою работу исключительно как венчурный, финансовый или стратегический инвестор, или займется проектным финансированием, пока достоверно неизвестно.

Что будет с машиностроительным бизнесом TMB? Как считают аналитики, от него могут всё же избавиться. Управлять одновременно бизнесами из разных сфер и с несравнимой рентабельностью сложно. Кроме того, в отличие от подшипников, рынок информационных корпоративных SaaS-приложений в Китае, на который начал ориентироваться TMB, еще в процессе становления и тут возможен “дешевый” экстенсивный путь развития. По разным оценкам, пока только 10% китайских предприятий охвачены современными SaaS-сервисами.

Но кому и как продать стагнирующий машиностроительный бизнес задорого? Этот вопрос потребует тщательной проработки. Навряд ли основатель компании Ма Синфа, большую часть жизни посвятивший развитию производства подшипников, допустит отдать свое детище за просто так.

Обратная связь