Остановлен конвейер МАЗа

Остановлен конвейер МАЗа

В Белоруссии остановился конвейер одного из главных предприятий страны — Минского автомобильного завода. Рабочие МАЗа отправлены в отпуск с сохранением двух третей оклада.

Остановка конвейера МАЗа происходила в обстановке секретности — в СМИ информация об этом появилась лишь за несколько дней до события, причем поступила она от рядовых рабочих, а не от руководства предприятия. Пока функционируют администрация предприятия и отдел маркетинга, а также вспомогательные службы. Также работает сборка автобусов МАЗ — но и она может остановиться в любой момент.

Даже в самом конце марта 2015 года, когда конвейер уже встал, официальной информации не было – об остановке МАЗа сообщали только негосударственные СМИ.

Рабочие МАЗа рассказали журналистам о том, что им почти на месяц задержали зарплату. Руководители объяснили это резким падением продаж в России, где до недавнего времени реализовывались 80% продукции завода.

При этом нельзя сказать, что завод совсем не поддерживают. 26 марта, по словам рабочих предприятия, в Туркменистан было продано более полутысячи грузовиков. Сделку курировал лично вице-премьер РБ Анатолий Калинин.

Еще одна проблема — закредитованность МАЗа. Причем государственные кредиты уже были списаны, потом выдавались новые. Отсутствуют и оборотные средства. Производство встало из-за отсутствия двигателей, которые покупают на Ярославском моторном заводе за валюту. Данную информацию предоставил один из экономистов завода, пожелавший остаться анонимным.

Еще два года назад предприятие успешно работало, выпуская 250 модификаций автомобилей, свыше 60 модификаций прицепной техники, более 50 модификаций автобусов. Одно из ключевых отличий ассортимента МАЗа от КамАЗа – основного конкурента на постсоветском пространстве — в том, что минский автозавод выпускает много седельных тягачей; еще одна важная специализация МАЗа — очень популярные в странах бывшего СССР автобусы. Сборочные производства МАЗа (из минских машинокомплектов) действуют во многих странах мира.

В начале 2010-х годов Россия и Белоруссия активно обсуждали возможность слияния КамАЗа и МАЗа. Стороны не сошлись в оценках МАЗа, а президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что Россия заинтересована в том, чтобы получить контроль над предприятием и впоследствии закрыть его.

Удар по МАЗу был нанесен еще до экономического кризиса 2014–2015 годов. С 1 января 2014-го в России был введен утилизационный сбор, в том числе, и с автомобилей, ввозимых из Белоруссии и Казахстана. Белорусские грузовики моментально подорожали и стали неконкурентоспособны на российском рынке. В прошлом году продажи в России составили немногим менее восьми тысяч грузовиков— это на 22,7% меньше, чем в 2013-м.

Какое-то время завод спасали два других направления производства — автобусов МАЗ, а также прицепов и кузовов «Купава». Очень выгодным оказался крупный контракт на поставку автобусов МАЗ для Олимпиады в Сочи. Приобретали белорусские автобусы и другие страны бывшего СССР, но после падения цен на нефть спрос резко упал. За пять лет количество рабочих на предприятии снизилось более чем втрое.

Остановка МАЗа может вызывать цепную реакцию — от производства грузовиков зависят многие другие заводы по всей Белоруссии. "Металлообработку,электрику, машиностроение в Белоруссии обслуживают четыре предприятия: МАЗ, Тракторный завод, Минский завод колесных тягачей (МЗКТ) и „Гомсельмаш", — говорит инженер Минского завода шестерен Сергей Колесников. Каждый из перечисленных заводов имеет собственные проблемы, схожие с МАЗовскими.

По информации meduza.io

Обратная связь