Монтаж

Монтаж

Сопрягаемые с подшипником поверхности валов и корпусов перед монтажом подшипников должны быть тщательно промыты,протерты, просушены и смазаны тонким слоем смазочного материала, каналы для подвода смазочного материала должны быть продуты и очищены .Во избежание защемления подшипников при монтаже в разъемных корпусах допускается иметь фаски в местах стыка их посадочных поверхностей.

При монтаже подшипника силу запрессовки следует прикладывать непосредственно к запрессовываемому кольцу- внутреннему при монтаже на вал и наружному при монтаже в корпус. Если оба кольца должны быть установлены с натягом, то сила должна передаваться непосредственно и одновременно обоим кольцам. Запрещается проводить монтаж таким образом, чтобы сила передавалась с одного кольца через тела качения на другое. Не допускается приложение монтажных сил к сепаратору.

Для монтажа подшипников или только колец (для разборных конструкций) на вал или в корпус помимо прессов можно использовать также механический монтажный инструмент (накидные, ударные, торцовые ключи), гидравлические (гидрогайки, гидрораспор) или нагревательные устройства.

При монтаже подшипников открытого типа с цилиндрическим отверстием на вал с натягом подшипник целесообразно нагреть. Необходимая разность температур Δ t между кольцом подшипника и валом или корпусом зависит от величины натяга при посадке и посадочного диаметра кольца.

 Ориентировочные значения разности температур Δ t при некоторых наиболее часто применяемых полях допусков можно определить по рис.2.49. Недопустимо нагревать подшипники до температур свыше 125 °C, так как при этом могут произойти измерения структуры материала подшипника.

Равномерного нагрева можно достичь при помощи индукционных нагревателей, нагревательных электроплиток с термостатом и масляной ванны. В последнем случае подшипник погружают в ванну с нагретым до необходимой температуры чистым минеральным маслом, обладающим высокой температурой вспышки, и выдерживают в течение 10...15 мин.

При регулировании конических роликоподшипников и перед и измерением зазора обязательно нужно провернуть несколько раз вал (или корпус) в обоих направлениях, чтобы убедиться, что торцы роликов находятся в соответствующем контакте с направляющими бортами внутренних колец.

После завершения сборочных операций и введения в подшипниковые узлы смазочного материала, предусмотренного технической документацией, следует проверить качество монтажа подшипников, путем вращения сборочной единицы с низкой частичной нагрузке. Нельзя проводить испытания без нагрузки или сразу разгонять подшипники до высоких частот вращения, так как тела качения могут при этом начать проскальзывать по дорожке качения и повредят ее. При этом прослушивают шум вращающихся подшипников с помощью электронных диагностических приборов, стетоскопа, трубы или через деревянную палочку, отвертку. Инструмент следует установить на корпус как можно ближе к подшипнику. Правильно смонтированные и хорошо смазанные подшипники при работе создают ясный, непрерывный и ровный шум.

РЕЗКИЙ ШУМ свидетельствует о неправильном монтаже, перекосе, повреждении от применения ударного инструмента.

НЕРАВНОМЕРНЫЙ ШУМ- попадание посторонних частиц в подшипник.

СВИСТ, СКРЕЖЕТ- недостаточная смазка.

ШУМ МЕТАЛЛИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА- недостаточный зазор в подшипнике.

РАБОЧАЯ ТЕМПЕРАТУРА подшипникового узла- комплексный показатель качества установки подшипника и его регулировки. Температура не должна превышать 80 °C.

Причины повышения температуры: малый зазор или чрезмерно большой натяг, недостаток смазочного материала, увеличенный момент трения вследствие взаимного перекоса колец, некачественное изготовление сопряженных деталей и др.

Шлифованные валы

Все посадочные поверхности вала следует отшлифовать так, чтобы высота неровностей, по возможности, составляла не более 1,6мкм (65 микродюймов).

Обточенный валы

Если посадочные поверхности вала вытачиваются, следует использовать более тугую посадку для тяжелых условий эксплуатации. В данном случае поверхность вала должна быть обработана так, чтобы высота неровностей составляла не более 3,2 мкм (125 микродюймов).

Смазка

Правильная смазка необходима для успешной эксплуатации любого подшипника. Успешный выбор подшипника подразумевает выбор оптимального вида смазки, необходимого ее количества и способа подачи смазки в подшипник.

Смазка выполняет три основополагающих функции:

 Разделение сопряженных поверхностей и уменьшение трения

Теплопередача (в случае жидкой смазки)

Защита от коррозии и, в случае консистентной смазки, от проникновения посторонних частиц.

Решение перечисленных задач подразумевает рассмотрение системы смазки и расчет толщины смазочного материала, образующейся на дорожках качения (на основе упругих гидродинамических эффектов), а также в зоне контакта торцов роликов с буртиком.

Загрязнение

Абразивные частицы

При эксплуатации конических роликовых подшипников в не загрязненной среде основной причиной повреждений является усталостное разрушение контактных поверхностей качения. Однако, при проникновении в подшипник посторонних частиц возрастает вероятность повреждений типа выбоин, снижающих долговечность подшипника.

Если смазка загрязнена посторонними частицами, проникающими из окружающей среды, или металлическими частицами, образующимся, в результате износа деталей, износ может стать основной причиной повреждения подшипника.

Если, вследствие наличия посторонних частиц в смазке, износ подшипника значителен, изменяются габаритные размеры подшипника, что может отрицательно сказаться на на работе механизмов,

Подшипники, смазываемые загрязненной смазкой, характеризуются более высокой начальной скоростью износа, нежели подшипники, смазываемые чистой смазкой. Однако, в случае прекращения поступления посторонних частиц скорость износа быстро уменьшается по мере уменьшения размеров посторонних частиц в результате их соприкосновения с поверхностями подшипников в ходе эксплуатации.

Вода

Вода, содержащаяся в смазке в растворенном или взвешенном состоянии, может отрицательно повлиять на усталостную долговечность подшипника. Вода может вызывать коррозию подшипника,что также способствует уменьшению долговечности. Механизм влияния воды на усталостную долговечность до конца не выяснен. Предполагается, что вода проникает в микротрещины на поверхности дорожек качения подшипника, образующиеся в результате циклического нагружения. Данное явление вызывает коррозию и водородное охрупчивание, что способствует развитию трещин с образованием областей выкрашивания недопустимых размеров.

Фильтрация

В большинстве случаев можно обеспечить удовлетворительную работу смазываемых подшипников без применения фильтров.тем не менее,если загрязненность окружающей среды может отрицательно сказаться на эксплуатационных характеристиках подшипника. рекомендуется использовать устройства фильтрации. Практика показывает, что в большинстве случаев удовлетворительную работу подшипников можно обеспечить с помощью фильтров пористостью 40 мкм.

Большинство проблем, преждевременно возникающих при эксплуатации подшипников, связано с повреждением подшипников вследствие их неправильной установки, неправильного обращения с ними в ходе подготовительных операций установки, а также с условиями монтажа и эксплуатации.

Ниже приведены примеры наиболее распространенных видов повреждений подшипников и их причины.

Во многих случаях характер повреждений легко установить по внешнему виду подшипника. Однако причину из возникновения установить сложно, подчас даже невозможно. Например, легко понять, что подшипник с зазубренными торцами роликов и буртиками, изменивший окраску под действием высоких температур,сгорел и не пригоден для дальнейшего использования. Причиной же подобного повреждения может оказаться целый ряд обстоятельств, например, недостаток смазки или неправильный выбор последней. Причиной может оказаться использование неподходящей смазки или неподходящей системы подачи смазки. Возможно, требуется использовать более вязкие или менее вязкие смазочные материалы. Возможно, предпочтительно использование смазки с противозадирочной присадкой вместо минеральных масел циркуляционной системы смазки вместо системы без циркуляции или смазки разбрызгиванием. Повреждение данного типа может быть вызвано излишне тугой посадкой подшипника или сочетанием слишком тугой посадкой с неисправной смазкой.

Простой осмотр подшипника не раскрывает истинных причин неисправности. Осмотр позволяет определить, пригоден ли подшипник для дальнейшей эксплуатации, однако для определения причины повреждения часто требуется тщательный и всеобъемлющий анализ особенностей монтажа и установки, а также деталей, оказывающих влияние на функционирование подшипника. Если истинная причина повреждения не выявлена и не устранена, новый подшипник будет поврежден так же, как и исходный, что вновь вызовет преждевременный выход оборудования из строя.

При соблюдении надлежащих мер предосторожности в процессе работы с подшипниками, их сборки и эксплуатации можно избежать подавляющего большинства повреждений. Гораздо проще и дешевле предотвратить повреждение, нежели обнаружить и устранить причину неисправности после ввода агрегата в эксплуатацию.

Демонтаж

Если после демонтажа подшипников предполагается их повторное использование , усилие,прилагаемое для их демонтажа, никогда не должно передаваться через тела качения.

При демонтаже разборных подшипников кольцо с комплектом роликов и сепаратором может быть демонтировано отдельно от другого кольца. В случае с неразборными подшипниками, первым демонтируют кольцо, имеющего более свободную посадку. Демонтаж подшипника, имеющего посадку с натягом, можно производить при помощи инструмента. Выбор инструмента зависит от типоразмера подшипника и величины посадочного натяга.

Холодный демонтаж.

Демонтаж малых подшипников с посадочных мест может производится путём легких ударов молотком по торцу кольца через оправку соответствующего размера или при помощи съёмника.

Для демонтажа более крупных подшипников, установленных с натягом, требуется большое усилие, особенно в тех случаях, когда после долгого периода работы возникли очаги контактной коррозии. В таких случаях использование гидрораспора может значительно облегчить демонтаж.

Хранение

Подшипники хранить в условиях относительной влажности не более 60% и отсутствии больших колебаний температуры. Складское помещение не должно подвергаться воздействию вибрации и ударов.

При длительном хранении подшипников с уплотнениями или защитными шайбами свойства пластичной смазки могут ухудшиться. Подшипники хранящиеся не в оригинальной упаковке, должны быть надёжно защищены от коррозии и загрязнений.

Крупногабаритные подшипники качения должны храниться в горизонтальном положении, при этом желательно, чтобы была обеспечена равномерная опора на всю боковую поверхность кольца. При хранении в вертикальном положении из-за веса колец и тел качения в подшипнике могут возникнуть необратимые деформации.

Ревизия и очистка

Подшипники необходимо периодически осматривать и очищать. Если имеется возможность осуществлять диагностический контроль состояния подшипника, например, путем прослушивания рабочих шумов, измерения температуры, проверки пластичной смазки. В условиях тяжелых нагрузок периодичность осмотра учащается.

После очистки деталей подшипника соответствующим растворителем их следует незамедлительно смазать маслом или пластичной смазкой для защиты от коррозии.

Обратная связь